Что это такое – идеализация своего несовершенства?

У каждого из нас есть множество идей о себе самом. Фактически то, как мы живём, следует из того, как мы к себе относимся, что о себе думаем.

Идеализация несовершенства – это наличие очень значимой модели самого себя, которую вы оцениваете как положительную, эталонную и переживаете, если вы «реальный» не так хороши, как вы «идеальный». В вашем сознании есть некий образ, которому вы стремитесь соответствовать. И ясное дело, вы-реальный далеко недотягиваете до вас-идеального.

Идеальный образ себя может быть самым общим (у меня в жизни ВСЁ должно быть на высоте – комплекс «отличника»), или затрагивать какие-либо частности (у меня должен быть идеальный вес). Есть два человека: вы – реальный, такой, какой есть в действительности, сегодня, сейчас. И вы – идеальный, чей образ нарисовало ваше воображение. Вы знаете, каким должны быть.

Естественно, что этот идеальный образ местами немного, а иногда очень даже сильно не соответствует тому, какой вы в действительности. Вам хочется быть хорошим (умным, способным, красивым, стройным, сильным и т. д.), а вы не совсем такой. Или совсем не такой.

Дальше следуют мучительные попытки переделывания самого себя, чтобы догнать «стандарт качества». В довершение всего возникает самоедство, чувство собственной неполноценности, стеснительность, зажатость, всевозможные комплексы.

Знакомая картина, не правда ли?

Умная мысль

Быть хорошим – это очень изнашивает человека.

М. Твен

Формы и сферы проявления

Основной симптом наличия этой идеализации один. Это недовольство собой, выражающееся в самых разнообра-зных эмоциях и поступках. Кто недоволен собой основательно, часто имеет профессионально скорбное выражение лица.

Какие же идеи о себе могут вызвать длительные переживания и превратиться в идеализацию?

Самые разные. Например, идея о том, что вы никогда не должны ошибаться – отсюда длительные переживания при принятии решений и осуждение себя в случае ошибки.

Умная мысль

Семь раз отмерь, семь раз отрежь – всё равно ошибёшься!

Ничто человек не признает в себе так неохотно, как недостаток ума, глупость то есть. Поэтому страх выглядеть дураком (или дурой) – что может быть страшнее?

Вот и боится человек сделать шаг вправо-влево, лишь бы выглядеть умно и пристойно.

Отсюда вытекает постоянная попытка принять единственно правильное решение, что приводит к длительным просчётам вариантов, бесконечным сомнениям и иногда даже к полной остановке дела. Причём это может проявляться в любой сфере жизни – начиная от бесконечных колебаний на тему, какие ботинки или какое платье купить, и заканчивая тотальным сбором информации в бизнесе для принятия единственно правильного решения, которое таким путём никогда принять не удаётся.



Умная мысль

Не бойся выглядеть глупее, чем кажешься на первый взгляд…

Г. Остер

Эта же идеализация часто мешает при публичных выступлениях – человек понимает, что он отнюдь не выдающийся оратор, каким вроде бы должен быть (придуманный идеал). Ну не Цицерон, и всё тут. А раз он не идеален, то как же можно вылезать с выступлением? И вот человек сидит в углу и молчит, хотя ему часто есть что сказать.

Вы можете искренне считать себя недостойным каких-либо благ ( я не пойду устраиваться на работу в эту организацию, потому что там нужны молодые и образованные, а я не такой…), несовершенным, бесталанным, неудачливым, некрасивым и т. д.

То есть идеализация несовершенства возникает, когда человек придумывает идеального, совершенного человека, способного решать какие-либо вопросы, и сравнивает себя с этим идеалом. Естественно, сравнение оказывается не в пользу реального человека, он начинает осуждать себя, и сам блокирует какие-либо шаги во внешнем мире.

Эта же идеализация блокирует возможность поиска нового места работы. Человек узнает, что где-то существует интересующая его работа. Но он не делает никаких попыток сходить (или даже позвонить!) туда и попробовать получить это место. Он заранее уверен, что на это место возьмут какого-либо другого, более совершенного специалиста (более молодого, имеющего больший опыт работы, связи, умеющего общаться и т. д. и т. п.). Он не делает никаких шагов, поскольку не соответствует им же самим придуманному идеалу. Либо он делает какие-то шаги, но с глубокой внутренней уверенностью, что ему ничего не светит. Естественно, в таком случае место достанется другому.



Ещё одна форма проявления этой идеализации – неистребимое чувство ответственности (переходящей в вину) по отношению к чему-то, кому-то или перед кем-то (перед людьми, перед самим собой, перед работой). Причём эта ответственность может как основываться на ваших реальных обещаниях, так и быть придуманной.

Немало переживаний вызывает также идея о том, что вы никому не должны доставлять неудобств и всегда должны быть удобным и правильным человеком для всех, кто вас окружает. Если же эта идея рушится (вы стали причиной переживаний для кого-то, у вас вышел резкий разговор и т.д.), вы начинаете осуждать себя за то, что поступили неправильно (некорректно, жестоко, резко и т. д.). Отсюда и возникают бесконечные самоограничения, попытки угодить всем вопреки собственным интересам, отказ от собственных потребностей в пользу других лиц и т. д.

Сюда же можно отнести ситуации, когда человек должен назвать цену за оказанные им услуги (постриг, погадал, полечил, подвез на машине и т. д.), а у него спазм перехватывает горло, и он говорит нечто вроде: « Платите, сколько хотите». При этом он знает, сколько стоит его услуга (или сколько он хотел бы получить за неё), но назвать цену не может. В итоге его клиент (пациент, наниматель, работодатель) платит гораздо меньше желаемого, что вызывает очередной всплеск осуждения самого себя: « Ну почему я опять не сумел назвать желаемую цену за свою работу!».

Что помешало ему открыть рот и сказать несколько желанных слов? Неосознаваемый страх доставить неудобство своему клиенту, патологическое желание выглядеть хорошим (нежадным, отзывчивым и т.д.) и ряд других внутренних идей – в совокупности их можно обозначить как идеализацию собственного совершенства.

Ещё одним характерным признаком человека с этой идеализацией считается полное отсутствие любви к себе как к объекту, недостойному внимания (понятно, что и окружающие будут так же относиться к нему). Он всегда готов прийти на помощь другим, но себя считает недостойным того, чтобы хоть как-то защитить свои интересы, занять чьё-то внимание или время. Все силы и энергию он отдаёт другим людям (детям, родителям, сотрудникам) и никогда не находит времени для самого себя.

Умная мысль

Есть один верный способ потерпеть неудачу в жизни. Старайтесь понравиться всем без исключения.

Понятно, что если вы хронически недовольны собой, то дать вам чуть-чуть жизни может только внешнее одобрение других людей, вы очень от него зависите.

Вас похвалили, одобрили, вами восхитились – вы летаете на крыльях радости. Вас покритиковали или на вас косо посмотрели – вы провалились в пучину недовольства собой. То есть хроническая несамодостаточность, зависимость от внешнего одобрения – ещё один характерный признак этой идеализации.

Характерные установки

Посмотрите внимательно на приведённый ниже список. Отметьте мысли, характерные для вас. Если те же переживания выражаются у вас какими-то другими мыслями, то смело можете дополнить ими приведенный список:

$ Я обязательно должен принять правильное решение, я не имею права ошибаться!

$ Я бездарность, у меня никогда ничего не получается, я могу развалить любое дело, мне ничего нельзя доверить!

$ Всё время боюсь, что сделаю что-то не так!

$ Я не имею права на ошибки.

$ Я не имею права тратить время или силы на себя, я недостоин этого.

$ Всё, что я делаю, я должен делать лучше всех.

$ Я никому не должен доставлять неудобств.

$ Это ужасно, если из-за меня кто-то страдает!

$ Я не могу позволить себе не вернуть долг! Я сделаю это любой ценой!

$ Я не могу быть банкротом! Я не переживу этого!

$ Я виновата в том, что не смогла вовремя помочь этому человеку! Я никогда не прощу себе этого!

$ Я лучше потерплю или сделаю всё сама, чем стану обременять людей своими просьбами.

$ Для меня нестерпимо доставлять кому-то хлопоты или огорчения.

$ Я всегда должен быть на высоте (это может касаться внешности, уровня профессионализма, уровня жизни в целом, отношений с людьми и т. д.), я не имею права в чем-то подвести людей.

$ Мне не стоит даже пробовать это делать, у меня все равно ничего не получится!

$ Я не умею общаться, люди сторонятся меня.

$ Для меня совершенно недопустимо плохо выглядеть (подвести кого-то, доставить неприятность, обмануть ожидания, не оправдать доверия).

$ Если кто-то думает обо мне плохо, это ужасно.

$ Я должен вызывать восхищение, иначе – жизнь не удалась.

$ Я не могу позволить себе сделать глупость и выглядеть дурой.

$ Я всё время ощущаю себя виноватой.

$ У меня нет ничего, за что меня можно уважать или любить.

$ Если я не получаю одобрения людей, я чувствую своё ничтожество.

$ Я тяжело переживаю любую критику в мой адрес.

$ Если меня не ценят, это болезненно для меня.

$ Я ничтожество.

$ Я ничего не стою в этой жизни.


chto-iz-perechislennogo-ne-yavlyaetsya-formoj-gosudarstvennogo-ustrojstva.html
chto-iz-perechislennogo-opredelyaet-znak-r.html
    PR.RU™